Где:
Школа №39
7.10.12 в 6 классе состоялся открытый урок русского языка на тему: «
Основные способы словообразования в русском языке»
Преподаватель: Кучина О.И.
Основные способы словообразования в русском языке
Цели и задачи
:
— Познавательные
: знать основные способы образования слов.
— Практические
: уметь определять способы образования слов.
— Развивающие
: развитие памяти, мышления у учащихся.
— Воспитательные
: воспитание любви к Родине.
Методы и приемы
: слово учителя, самостоятельная работа.
Оборудование:
учебник, доска, презентация.
Ход урока
I
. Организационный момент. Сообщение целей.
— Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Готовы к уроку? Сегодня у нас с вами будет новая тема. На эту тему следует обратить особое внимание, потому что она вам встретится, когда будете сдавать ЕГЭ. А пока проверим домашнее задание.
II
.Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
— Ребята, скажите, что вам дома при выполнении упражнения было непонятно. Хорошо, если все понятно, давайте с вами вспомним, к какому разделу науки о языке мы недавно перешли. (Словообразование)
-Что такое словообразование?
-Что такое морфемика?
-Какие морфемы вы знаете?
— Что называется корнем?
-Что называется приставкой?
-Что называется суффиксом?
-Что называется окончанием? Основой?
III
.Переход к изучению нового.
-Ребята, как вы думаете, из-за чего происходит пополнение слов в русском языке? (Делается вывод о том, что слова в русском языке пополняются за счет образования новых слов).
На доске написаны слова: домик, побежать, перелесок.
— Посмотрите внимательно на доску. Там записаны слова. Как вы думаете, от каких других слов они образованы? С помощью чего?
— Так с помощью чего же образуются новые слова? (С помощью приставок и суффиксов)
— Молодцы! Приведите свои примеры. (Ребята приводят свои примеры)
— В русском языке есть несколько способов образования слов. Сейчас некоторые из них вы мне назовете сами.
— Вы мне сказали, что новые слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Тогда ответьте мне на такой вопрос: если новое слово образуется с помощью суффикса, как называется такой способ образования слов? (Суффиксальный)
— Если с помощью приставки? (Приставочный)
— А если с помощью приставки и суффикса? ( Дети затрудняются ответить. С помощью подсказки учителя ребята называют приставочно-суффиксальный способ образования слов)
IV
.Изучение нового. Работа с презентацией.
— Ребята, как вы поняли тема нашего урока «Основные способы образования слов в русском языке».
-Итак, мы с вами узнали три способа образования слов, но это еще не все. Существуют и другие способы образования слов. Давайте с вами внимательно посмотрим на схему, изображенную на слайде. (Презентация, слайд №2)
— Какие еще способы образования слов бывают? (Дети называют способы образования слов).
— Давайте теперь каждый способ разберем отдельно. (слайды №3, 4,5,6)
Дети с учителем разбирают способы образования слов. Приводят свои примеры. Работают у доски.
-Ребята, назовите мне еще раз способы образования слов, приводя свои примеры. (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ, сложение целых слов, сложение+суффиксальный способ образования слов).
V
. Самостоятельная работа с учебником.
-Но это еще не все способы образования слов, которые мы с вами рассмотрели. Теперь откройте свои учебники и найдите в них то, что мы с вами не сказали. На чтение вам две минуты.
— Какие еще существуют способы образования слов? (бессуффиксальный и переход одной части речи в другую).
— Как вы понимаете, что такое бессуффиксальный способ образования слов?
— Приведите примеры. ( Слово
выход
образуется от
выходить
,
переход
от
переходить
). Ребята, запомните, что
буссуффиксальный
способ еще по-другому называется
бессуффиксным, безаффиксным,
а также
нулевой аффиксацией
.
— Что такое переход одной части речи в другую? Приведите примеры. (Сначала дети объясняют, как они поняли, а потом их ответ дополняет учитель).
— Ребята, а теперь чтобы лучше понять тему урока, давайте с вами потренируемся.
VI
.Тренировочные упражнения.
Выполнение упражнения 121 у доски.
— А теперь посмотрите на презентацию (слайды №7) .Вам нужно самостоятельно выписать слова, образованные суффиксальным способом, а потом мы вместе проверим.
Дети также выполняют следующие задания (слайды №8,9)
— Молодцы! Давайте посмотрим на стихотворение А. Твардовского.
Учитель читает стихотворение детям.
— Понравилось ли вам это стихотворение? Какова его основная мысль? Найдите в этом стихотворении слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. ( Ответы детей).
— А теперь проверим правильность ваших ответов (слайд №11).
VII
.Подведение итогов.
— Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Что нового узнали? Что вам было непонятно?
Выставление оценок.
VIII
. Домашнее задание.
-Правило, с.49, упражнение 123.