Открытый урок русского языка на тему: «Основные способы словообразования в русском языке» — Блог — Школа №39



Открытый урок русского языка на тему: «Основные способы словообразования в русском языке»
07 Ноября 2012 в 18:46


Где:

Школа №39





7.10.12 в 6 классе состоялся открытый урок русского языка на тему: «

Основные способы словообразования в русском языке»









Преподаватель: Кучина О.И.





Основные способы словообразования в русском языке


Цели и задачи

:


— Познавательные

: знать основные способы образования слов.


— Практические

:  уметь определять способы образования слов.


— Развивающие

: развитие памяти, мышления у учащихся.


— Воспитательные

:  воспитание любви  к Родине.


Методы и приемы

: слово учителя, самостоятельная работа.


Оборудование:

учебник, доска, презентация.


Ход урока


I


. Организационный момент. Сообщение целей.

— Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Готовы к уроку? Сегодня у нас с вами будет новая тема. На эту тему следует обратить особое внимание, потому что она вам встретится, когда будете сдавать ЕГЭ. А  пока проверим домашнее задание.


II


.Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

— Ребята, скажите, что вам дома при выполнении упражнения было непонятно. Хорошо, если все понятно, давайте с вами вспомним, к какому разделу науки о языке мы недавно перешли. (Словообразование)

-Что такое словообразование?

-Что такое морфемика?

-Какие морфемы вы знаете?

— Что называется корнем?

-Что называется приставкой?

-Что называется суффиксом?

-Что называется окончанием? Основой?


III


.Переход к изучению нового.

-Ребята,  как вы думаете,  из-за чего происходит пополнение слов в русском языке? (Делается вывод о том, что слова в русском  языке пополняются за счет образования новых слов).

На доске написаны слова: домик, побежать, перелесок.

— Посмотрите внимательно на доску. Там записаны слова. Как вы думаете, от каких других слов они образованы?  С помощью чего?

— Так  с помощью чего же образуются новые слова?  (С помощью приставок и суффиксов)

— Молодцы! Приведите  свои примеры. (Ребята приводят свои примеры)

— В русском языке есть несколько способов образования слов. Сейчас некоторые из них вы мне назовете сами.

— Вы мне сказали, что новые слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Тогда ответьте мне на такой вопрос: если новое слово образуется с помощью  суффикса, как называется такой способ образования слов? (Суффиксальный)

— Если с помощью приставки? (Приставочный)

— А если с помощью  приставки и суффикса? ( Дети затрудняются ответить. С помощью подсказки учителя ребята называют приставочно-суффиксальный способ образования слов)


IV


.Изучение нового. Работа с презентацией.

— Ребята, как вы поняли тема нашего урока «Основные способы образования слов в русском языке».

-Итак, мы с вами узнали три способа образования слов, но это еще не все. Существуют и другие способы образования слов. Давайте с вами внимательно посмотрим на схему, изображенную на слайде. (Презентация, слайд №2)

— Какие еще способы образования слов бывают?  (Дети называют способы образования слов).

— Давайте теперь каждый способ разберем отдельно.  (слайды №3, 4,5,6)

Дети с учителем разбирают способы образования слов. Приводят свои примеры. Работают у доски.

-Ребята, назовите мне еще раз способы образования слов, приводя свои примеры. (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ, сложение целых слов, сложение+суффиксальный способ образования слов).


V


. Самостоятельная работа с учебником.

-Но это еще не все способы образования слов, которые мы с вами рассмотрели. Теперь откройте свои учебники и найдите в них то, что мы с вами не сказали. На чтение вам две минуты.

— Какие еще существуют способы образования слов? (бессуффиксальный и переход одной части речи в другую).

— Как вы понимаете, что такое бессуффиксальный способ образования слов?

— Приведите примеры. ( Слово

выход

образуется от

выходить

,

переход

от

переходить

). Ребята, запомните, что

буссуффиксальный

способ еще по-другому называется

бессуффиксным, безаффиксным,

а также

нулевой аффиксацией

.

— Что такое переход одной части речи в другую? Приведите примеры. (Сначала дети объясняют, как они поняли, а потом их ответ дополняет учитель).

— Ребята, а теперь чтобы лучше понять тему урока, давайте с вами потренируемся.


VI


.Тренировочные упражнения.

Выполнение упражнения 121 у доски.

— А теперь посмотрите на презентацию (слайды №7) .Вам нужно самостоятельно выписать слова, образованные суффиксальным способом, а потом мы вместе проверим.

Дети также выполняют следующие  задания (слайды №8,9)

— Молодцы! Давайте посмотрим на стихотворение А. Твардовского.

Учитель читает стихотворение детям.

— Понравилось ли вам это стихотворение? Какова его основная мысль? Найдите в этом стихотворении слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.  ( Ответы детей).

— А теперь проверим правильность ваших ответов (слайд №11).


VII


.Подведение итогов.

— Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Что нового узнали?  Что вам было непонятно?

Выставление оценок.


VIII


. Домашнее задание.

-Правило, с.49, упражнение 123.


Презентация


Открытый урок  русского языка на тему: «Основные способы словообразования в русском языке» фотография №1


Открытый урок  русского языка на тему: «Основные способы словообразования в русском языке» фотография №2


Открытый урок  русского языка на тему: «Основные способы словообразования в русском языке» фотография №3


Открытый урок  русского языка на тему: «Основные способы словообразования в русском языке» фотография №4


Открытый урок  русского языка на тему: «Основные способы словообразования в русском языке» фотография №5


Открытый урок  русского языка на тему: «Основные способы словообразования в русском языке» фотография №6

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *